Скандинавский фольклор, экспериментальное кино, продюсер Ингмара Бергмана, номинант на премию Оскар и многое другое. В рамках XXVIII международного кинофестиваля «Послание к человеку» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошла серия мастер-классов с участниками фестиваля. Спикеры делились опытом, демонстрировали свои работы и отвечали на вопросы студентов
«Послание к человеку» – фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов, который берет свое начало с 1989 года. Его основной посыл – рассказать историю, указать обществу на определенные социальные проблемы, заострить на них внимание. Каждый год Санкт-Петербург радушно принимает гостей со всего мира, которые приезжают не только ради презентации своих работ, но и для общения со студентами творческих специальностей. СПбГИКиТ стал одной из площадок для проведения творческих встреч с участниками фестиваля.
Авторы фильма «Гиганты и следующее утро» открыли череду мастер-классов. Малла Грапенгиессер, Александр Рынеус и Пер Бифрост выступили перед студентами, показав отрывки из своей работы. Фильм стал открытием специальной программы «Документальное кино Северных стран», где повседневная жизнь небольших городов тесно переплетается с историями и сказками скандинавских государств.
– Нам было важно показать, что в независимости от времени, ситуации в стране и в мире, коренные жители гордятся своей культурой и готовы делиться ею с гостями и беженцами. – рассказывает Александр Рынеус, – Фольклор и реальная жизнь связаны куда сильнее, чем кажется на первый взгляд. Именно об этом наш фильм – о связи между жизнью повседневной и миром сказок.
Группа выдающихся кинематографистов из Финляндии также приехала пообщаться с нашими студентами. Кирси Тюккюляйнен – актриса, продюсер, Марк Львоф – основатель и продюсер компании Bufo и Йорн Доннер – режиссер, писатель и политик, продюсер, работающий с Ингмаром Бергманом охотно ответили на самые острые и интересные вопросы:
– Кино – несомненно неотъемлемая жизнь общественной культуры. – заметил Йорн Доннер, отвечая на вопрос об влиянии кинематографа на мир, – Однако само кино не способно напрямую оказывать влияние на общество. Этим занимается политика, а не искусство, но говорить о том, что творчество, в том числе и фильмы, вносят вклад в изменение человека, мы можем. Это играет очень важную роль. Не стоит забывать, что именно с одного индивидуума начинаются большие перемены.
О значительных переменах в современном кинематографе также рассказали медиа-художник и аниматор из Кельна Патрик Бур и российский режиссер, медиа-художник Дмитрий Венков, которые являются участниками конкурса экспериментальных фильмов IN SILICO. Спикеры попытались вместе со студентами нащупать грань между претенциозным и экспериментальным кино:
– В первую очередь я хотел бы отметить, что элементы экспериментального кино присутствуют во множестве кассовых фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию. Они зачастую незаметны, но они есть в звуке, в монтаже, в отдельном кадре. – объяснил Патрик Бур, – Для меня экспериментальное кино – это способ наблюдения за тем, как образ, всплывший в голове, протискивается через фильтры и рамки камер, компьютеров, программ, а затем раскрывается на экране. При этом он не обременен тяжестью повествования и какого-то смысла, который обязательно должен дойти до каждого.
– Экспериментальное кино помогло мне найти свой собственный способ для самовыражения. – о своем опыте рассказывает Дмитрий Венков, – Я решил, что не пойду по протоптанному пути, а попробую создать что-то свое. Именно с этого момента и началась череда проб, ошибок, взлетов, падений, которая привела меня сюда, к вам.
Почетным гостем СПбГИКиТ стал Председатель жюри «Послание к человеку», оператор, режиссер, продюсер, сценарист Кристиан Бергер. Номинировался на премию Оскар, работал со всемирно известными актерами и кинематографистами, преподает во Франции, Италии, Дании, на Кубе, в Бразилии. Является профессором Венской киноакадемии.
– Из всех скучных лекций, мастер-классов, узкопрофильной литературы и собственного опыта я выделил для себя одно умозаключение, которым поделюсь сейчас с вами. Не теряйте эту детскую способность удивляться, старайтесь сохранить ощущение детства. Не бойтесь принимать решения, которые неизвестно к чему приведут. В Германии есть такое выражение «прыгнуть в ледяную воду», так вот я настоятельно вам рекомендую прыгать! Искренне болейте за свою идею, будьте убедительны, и тогда ни одно решение не обернется пустой тратой времени.
Подтверждением совета Кристиана Бергера стал канадский режиссер, видео-художник, куратор и писатель Майк Хулбум, который выступил в на кинофестивале в рамках специальной программы «Наблюдая за наблюдателем». Он также заклинал студентов к действию, пытаясь выстроить связь между созданием фильмов и образованием:
– Существует идея, что создание фильмов и образование неразрывно связаны. Акт познания и акт изобретения кино – это две стороны одной медали. В конце концов, кино и образование направлены в одну сторону – проговорить и решить проблемы. Самоанализ в большинстве случаев помогает людям осознать куда им надо двигаться дальше, а что есть образование и кино, если не самоанализ? Мы принимаем информацию, пропускаем ее через себя, и как результат получаем картинку. Вот таким образом можно проследить связь между обучением и кинематографом.
Завершая серию мастер-классов, со студентами пообщался российский медиа-художник Михаил Басов, который также стал участником программы экспериментального кино IN SILICO, однако его мнение об этом необычном подходе отличается от его коллег:
– Свои работы я построил на том, что несколько по-другому воспринимаю определение экспериментального кино. Лично мне кажется, что правильнее было бы называть это искусство движущихся образов. В конце концов сейчас художники используют всю возможную палитру в надежде показать себя. Я избрал иной путь. Выбирая простой способ, я пытаюсь объяснить сложные вещи. То может быть рисунки на песке, которые потом складываются в «электронные песочные часы» или муравьи, которые воспроизводят самый древний наскальный рисунок. Этим я хочу сказать вам следующее – не гонитесь за сложными эффектами, не пытайтесь в один фильм помести все ваши умения. Делайте свое простое кино, вырабатывайте свой стиль. Неумелое авторское ценится больше, чем хорошее подражание.
На протяжении всей недели студенты СПбГИКиТ не только познакомились и пообщались с известными кинематографистами и изобретателями, но и посетили премьерные показы кинофестиваля, который стал неотъемлемой частью культуры нашего города.
Служба информации СПбГИКиТ