Александр Котт: «Режиссура – это физический труд»
В киноконцертном зале Института кино и телевидения состоялся мастер-класс председателя жюри второго этапа фестиваля «ПитерКиТ», режиссера игрового кино, сценариста и продюсера Александра Котта. Он рассказал о процессе подготовки молодых кинематографистов, искусстве вежливо отказывать актерам и ответил на вопросы студентов.
По мнению Александра Котта, нужно чтобы будущие режиссеры снимали фильмы с самого начала своего бучения в киновузе:
«Пока ты не снимаешь – все бессмысленно. Режиссура – это прежде всего профессия. Ясно, что есть самородки, которым “противопоказано” учиться во ВГИКе, потому что у них иначе устроены мозги, они существуют по-другому. Режиссуре можно научить, если есть ответное желание. Потому что это определенная азбука, которую надо пройти мелкими шагами. Многие поступают в вуз и думают, что они гениальные режиссеры и все знают. Это не так. Часто “сдуваются” самые продвинутые. Для них может оказаться проблемой придумать кадр и реализовать то, что задумано».
Режиссер отметил, что любые съемки – это сложный процесс. Для этого вечером нужно придумать, что именно попадет в кадр, вовремя проснуться утром, собраться, позвонить товарищу по съемкам, выехать на площадку, дождаться нужной погоды, поставить камеру… и это еще далеко не все. «Любой кадр – это мини-подвиг для человека, который отвык работать. Не сидеть и учиться, а именно работать. Режиссура – это физический труд», – подытожил Александр Котт.
Отдельно режиссер коснулся работы с актерами, в особенности с теми, кто еще не получил известности. Обычно она начинается с просмотра фотографий – это поиск лиц для будущей картины. После этого режиссер обращается к кастинг-директору и готовит, что хотел бы пообщаться с этими людьми.
«Очень важно первое знакомство. Бывает, что фотографии обманывают, поэтому я всегда прошу, чтобы они были сделаны не в образе, а почти как на паспорт. Фотографии обманывают, но и тебе очень важно обмануть актера, который к тебе приехал. Бывает, что человек пришел, и ты понимаешь, что он вообще не из твоего кино. Но ты знаешь, что ради встречи с тобой он встал на три часа раньше, долго добирался из Бутово… И вот он едет сквозь снег, приходит на «Мосфильм», поднимается, судорожно забегает в туалет поправить волосы, заходит… А ты понимаешь, что это вообще не тот человек. И с этим ничего нельзя сделать. Искусство режиссуры в том числе состоит в том, чтобы он ушел довольный, вдохновленный. И сделал это нужно как можно раньше, потому что в день у тебя будет 20-30 человек. Мне кажется, что это ад – ехать полтора часа, чтобы зайти на две минуты и выйти. Поэтому будьте очень внимательны к каждому человеку. Смотрите, слушайте, разговаривайте, знакомьтесь», – посоветовал Александр Котт.
Запись трансляции мастер-класса режиссера доступна по ссылке.