Ирина Евтеева: «Авторскую анимацию делать непросто»
В Институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера, художника-аниматора, заслуженного работника культуры России Ирины Евтеевой. Она рассказал о своем методе работы над фильмами и ответила на вопросы зрителей.
Ирина Евтеева работает в уникальной технике свето-живописной фильмописи на стекле, преобразующей игровое кино в особую анимацию. По ее словам, она – единственный человек, который подобным образом создает фильмы.
Режиссер начала мастер-класс с показа одной из своих последних работ – фильма «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков» из киноальманаха «Блокадные судьбы». После этого она рассказала о том, как появилась картина.
«Первое, что я делаю в подготовительный период – рисую очень подробную раскадровку. Это дает понимание того количества кадров, которое я должна обязательно сделать для монтажа. Естественно, бывают и импровизации. Ну, а потом все как в обычно кино. Едем на натуру, смотрим, думаем. Мы нашли для съемок поляну с одуванчиками, а когда приехали – ее покосили. И поэтому каждый с лопатой что-то пытался привнести в кадр. Такое часто бывает на съемках», – сказала режиссер.
По словам Ирины Евтеевой, бюджет у фильма «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков» был совсем небольшим. И только благодаря стараниям продюсера его создателям выделили 4 дня на съемки:
«За один день мы должны были снять всю натуру, а это три объекта: одуванчики, трамвай и разрушенный дом на территории “Красного треугольника”. Это непросто. Один день у нас была длилась работа в павильоне, где мы снимали всю зиму. Представьте себе июль, 32 градуса жары. С актеров капает пол. Классическая история. И два дня у нас было на квартиру мальчика и девочки. Мы снимали в интерьере на Петроградской стороне».
Отснятый материал Ирина Евтеева сразу начинает монтировать, складывая изображения с определенными «люфтами», чтобы можно дополнить фильм другими удачными кадрами. После этого начинается работа с цветом.
Говоря о работе в авторской анимации, режиссер процитировала героя своего фильма «Мелодия струнного дерева» – поэта Велимира Хлебникова: «Нельзя, плывя против течения, искать у него поддержки».
«Авторскую анимацию делать непросто. Ты понимаешь, что у тебя денег не будет. Ты думаешь не о том, чтобы заработать, а о том, чтобы сделать кино. Большая разница в этих подходах. Когда я сняла свою первую картину, ко мне подошел маститый Андрей Хржановский и сказал, что за мной будет не только кино, но и судьба. Что такое судьба вы понимаете. У него такая же, видимо, была история, что не очень просто все получалось», – отметила Ирина Евтеева.
Рассказала режиссер и о фильме, над которым работает сейчас. Он называется «Отель “Онегин”» – это картина об иностранном режиссере, который приезжает в Россию, чтобы лучше понять знаменитое произведение Александра Пушкина. Остановившись в отеле «Онегин», он погружается в мир образов поэта.