Мастер-класс Наума Ихильевича Клеймана «Наследие С.М. Эйзенштейна - предмет неистощимый»
14 июня наш институт посетил Наум Ихильевич Клейман - российский киновед, историк кино, создатель фильмов и телепрограмм о кино, автор статей по теории и истории киноискусства, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, директор Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве в 1992—2014 гг. Как ведущий отечественный специалист по творчеству С. М. Эйзенштейна, Наум Ихильевич является составителем целого ряда уникальных изданий, посвященных наследию самого известного советского режиссера и теоретика кино.
На мастер-классе Наум Ихильевич рассказал о том, что на сегодняшний день примерно треть теоретического и творческого достояния С. М. Эйзенштейна еще не опубликована. Особый интерес представляют дневники Эйзенштейна, которые режиссер вел на протяжении 20 с лишним лет своей жизни. Одно только издание дневников советского мэтра кино по своему объему должно составить не менее 5 томов.
Теоретические поиски Эйзенштейна выходили далеко за пределы кинематографа. Так, например, рассматривая понятия монтажа в качестве универсальной категории, отечественный режиссер размышлял о самых разных явлениях и процессах: природе искусства, механизмах человеческого мышления, особенностях смены исторических эпох и социальных формаций. Поэтому сегодня наследие Эйзенштейна привлекает внимание не только кинематографистов, но также филологов, психологов, антропологов и философов. Можно сказать, что интерес к Эйзенштейну лишь нарастает с годами, и сегодня существует довольно широкая как по исследовательским интересам, так и по географии «международная сеть эйзенштейноведения». Творческий гений и новаторские идеи советского теоретика кино привлекают внимание исследователей по всему миру от России, Европы и США до Китая, Индии, Бразилии и Австралии.
Помимо вопросов изучения наследия Эйзенштейна на мастер-классе был поднят вопрос о профессиональных вызовах, с которыми сталкиваются современные киноведы. Наум Ихильевич подчеркнул, что для полноценного понимания и анализа кинопроизведения, киноведам необходимо знакомиться с кинопроизводством изнутри, изучать вопросы художественного оформления, понимать особенности постановки света, специфику операторской работы, учитывать многообразие функций звукового решения и возможности современных цифровых технологий. Не менее важной задачей для киноведа является сохранение новизны восприятия: молодые искусствоведы не должны довольствоваться готовыми хрестоматийными концепциями, нужно уметь смотреть и пересматривать даже самые известные фильмы свежим взглядом и находить в них незамеченные ранее аспекты. Кроме того, необходимо постоянно расширять кругозор: интересоваться неизученными или малоизвестными сферами кино. Будто в подтверждение этого тезиса, Наум Ихильевич сам привел целый ряд замечательных фильмов и фамилий режиссеров, чье творчество пока находится за пределами общепринятого киноведческого пантеона, но при этом заслуживает к себе самого пристального внимания.
На мастер-класс пришли как студенты, так и преподаватели самых разных специальностей, которые с большим интересом задавали свои вопросы.
Желаем Науму Ихильевичу сил, здоровья и неиссякаемого энтузиазма. Надеемся на новую творческую встречу в стенах ГИКИТ!
доцент кафедры драматургии и киноведения,
Дмитрий Валерьевич Бакиров