Никита Михалков: «Лучше держать в руках Оскар, чем когда Оскар «держит» тебя»
Самый уважаемый российский кинематографист провел мастер-класс для студентов в киноконцертном зале СПбГУКиТ. Михалков рассказал о важности полной самоотдачи на съемочной площадке, о значении профессиональных наград, и поддержал открытие в университете кафедры актерского мастерства.
Еще на этапе подготовки визита Никиты Михалкова в Университет кино и телевидения, мэтр попросил подготовить для своего выступления особенный реквизит: теннисный мяч и две пары обуви – мужскую и женскую. Предназначение этих предметов раскрылось в ходе двухчасового выступления при полностью заполненном киноконцертом зале. Бросая теннисный мяч, Никита Сергеевич обозначил ту экспрессию, с которой актер должен «кидать» реплики партнерам по съемочной площадке. А, по-разному переставляя обувь, режиссер обратил внимание, как много могут сделать даже самые мелкие детали для создания искомой атмосферы в кадре. Эти две темы и стали определяющими для всего мастер-класса.
Значительную часть своего выступления Михалков посвятил взаимоотношению актера с режиссером. Используя конкретные примеры из собственной биографии, режиссер отметил, что иногда артиста нужно в буквальном смысле разозлить, – именно так, молодой, в то время кинематографист, поступил с народной артисткой СССР Нонной Мордюковой на съемках фильма «Родня». Искомый результат, по словам самого режиссера, достигается за счет полного погружения в материал: Михалков проводит большое количество времени в репетициях и старается «выматывать» своих актеров полностью, не оставляя им времени на посторонние мысли и дела. Причем, такой самоотдачи постановщик требует от всех участников съемочного процесса:
– Единственно возможная атмосфера на площадке – это когда вся съемочная группа существует не формально, а сопереживает, будучи убежденной в том, что и от нее зависит конечный результат, – пояснил режиссер. – Если вдруг, во время съемок, любой человек из моей группы посмотрит на часы – все, он у меня больше не работает!
Рассказывая про тонкости режиссерского ремесла, Михалков отметил важность использования общего плана, назвав его «паспортом режиссера»:
– Смысл общего плана напрямую связан с его длиной, – пояснил кинематографист. – Вы не можете показать общий план за 2 секунды, и вы вряд ли сможете сделать его на 2 минуты, потому что он у вас не готов: вы же рассчитывали крупными планами и панорамами «смазать», не дать зрителю увидеть халтуру, которая у вас в кадре. Неточный реквизит, неправильную мебель, плохо поставленный свет…. А общий план – это сердце изображения. Чем длиннее вы можете позволить себе его сделать, тем больше нюансов подарите зрителю. Вы не будете подталкивать его – «смотри туда, смотри сюда», а скажете – «смотри куда хочешь, у меня все классно!»
Заключительную часть своего мастер-класса гость посвятил ответам на вопросы из зала. «Вашим самым любимым фильмом, снятым не вами» Михалков назвал малоизвестную работу латвийского постановщика Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927), признавшись, что пересматривает эту картину каждый раз, перед началом работы над собственными проектами. На вопрос «Как вы отдыхаете после съемок?» 68-летний режиссер неожиданно заявил, что предпочитает играть в футбол. Когда речь зашла о значимости премии Оскар в карьере кинематографиста, Михалков перешел на откровенность:
– По правде говоря, я не чувствую себя знаменитым режиссером. У меня за спиной нет тяжести большого рюкзака из снятых фильмов и полученных наград. Ведь лучше держать в руках Оскар, чем когда Оскар «держит» тебя: если ты работаешь только для того, чтобы получить награду, то, даже если это случится, ты не будешь счастлив. А вот нечаянная радость – она самая чистая, самая легкая и самая ценная».
Уже после того, как, под громкие аплодисменты, занавес киноконцертного зала закрылся, гость выразил сожаление, что на мастер-классе не присутствовали студенты-актеры:
– По вопросам и по настроению зала я увидел, что все люди – будущие режиссеры, операторы, продюсеры – увлечены своей профессией, хотят достичь в ней успеха. Но, им очень не хватает того, чтобы рядом были актеры, для которых, собственно, все и затевается.
Узнав о том, что в следующем году Университет кино и телевидения планирует открыть набор на специальность «актерское мастерство», Никита Михалков выразил одобрение этому событию:
– Абсолютно необходимо, что бы все то, о чем я сегодня говорил, имело бы практическое применение, – заключил режиссер.
Серафим Романов