Студент ГИКиТ – победитель конкурса «Театральные ФОТО Мастерские»
10 декабря в Центральном доме работников искусств в Москве студент 4 курса Андрис Спиркович получил награду конкурса «Театральные ФОТО Мастерские».
В СПбГИКиТ Андрис Спиркович изучает народную художественную культуру на кафедре фотографии и народной художественной культуры. Он работал в БДТ и настолько впечатлился игрой артистов, что начал их фотографировать на репетициях. Теперь он — дипломированный театральный фотограф и лауреат множества фотоконкурсов.
«Я устроился в театр машинистом сцены, а до этого увлекался фотографией, видео, но просто фотографировал архитектуру и проходящих мимо людей. Проработав в БДТ какое-то время, я понял, что мне нравится ловить в объективе образ актеров в разных спектаклях. Так я стал потихонечку их фотографировать. Со временем приобрел навык — и сейчас, я считаю, получаются интересные фотографии. Это само пришло с любовью к ремеслу.
У меня есть специфика: я люблю крупные кадры, а театральная фотография чаще делается на общем плане, чтобы показать и декорацию, и то, что происходит на сцене. А я ловлю эмоцию человека с лица, с жестов. Ловлю момент — если я его поймал, значит у меня есть хорошая фотография. Артист может играть одну и ту же роль по-разному, может не включать эмоцию. Когда я эмоцию вижу и успеваю нажать на кнопку — получается кадр. Оставляю только первый план — крупность лица, эмоцию, а все остальное увожу в черный.
Помню, как дежурил на репетиции «Преступления и наказания», появилось свободное время, и я начал смотреть на ракурсы — постоянно ловил их и думал, как сделать интересный кадр. Декорация спектакля не всегда это позволяет, потому что пандус идет наверх, а фотографировать актеров снизу очень сложно. Увидев сцену, где Соня раскидывает руки, эту эмоцию, я подумал, что было бы классно с необычной точки — сверху — поймать этот момент. Я залез на колосники, выждал момент, нажал на кнопку. Так и получился этот волшебный кадр.
В театральной фотографии на меня повлиял Виктор Васильев — наверное, первый человек, который еще на пленку начал фотографировать в Театре Ленсовета. А в целом я смотрю работы разных фотографов. А из художников мне нравится Ян Фабр — за эмоции. Я ходил на выставку в Эрмитаж и там действительно впечатлился. Этот большой холст, разрисованный ручкой — сколько нужно было труда вложить! Это круто.
Для себя я фотографировал всегда, а когда понял, что мне нужно развиваться, я поступил в Институт кино и телевидения — у нас полтеатра оттуда. Там на первом-втором курсах обрел азы как аналоговой, так и цифровой фотографии. Преподаватели вкладывали в нас знания, передавали свое мастерство — и теперь мы продолжаем деятельность в фотографии.
Со временем я стал финалистом конкурса театральной фотографии, учрежденного Молодежным театром на Фонтанке и театром «Приют комедианта». Это был мой первый опыт работы с театральной фотографией.
С каждым сделанным кадром я овладеваю ремеслом фотографа профессионально. Хочу свою персональную выставку. И небольшая выставка у меня уже есть: в кофейне в здании «Лениздата» висят мои фотографии и радуют глаз. Мы ходим туда на чайно-кофейные перекусы, и там часто интересовались, что происходит в БДТ. Я предложил им повесить портреты артистов — мои фотоработы. Показал, сказали: «Да, конечно!». Эти снимки вызывают интерес людей, которые туда приходят: находясь там, я наблюдаю, как люди разглядывают фотографии. Отдача — главное, наверно. Для меня важно, чтобы был интерес со стороны зрителя: к этому я должен прийти, чтобы как фотограф быть узнаваем».
Фотография Нины Усатовой в образе Авдотьи из спектакля «Материнское сердце» принесла Андрису Спирковичу победу в номинации «Драматический театр» на конкурсе «Театральные ФОТО Мастерские». Работа стала частью экспозиции конкурсной выставки, которая прошла с 10 по 20 декабря в Центральном Доме работников искусств в Москве.
Материалы предоставлены преподавателем кафедры ФиНХК СПбГИКиТ А.В. Никитенко