Премьера спектакля «Приключения Нильса с дикими гусями» в актерской мастерской Е. Р. Ганелина. Давайте попробуем взлететь!
Как рождается спектакль в актерской мастерской? Единого рецепта нет. Ясно одно: это результат кропотливой ежедневной работы студентов и педагогов - по актерскому мастерству, сценической речи, движению…
Спектакль-сказка «Приключения Нильса с дикими гусями» вырос в мастерской заведующего кафедрой актерского мастерства, заслуженного артиста РФ Е. Р. Ганелина. На ранних курсах будущие актеры часто практикуются в ролях животных. Часами наблюдая за ними в зоопарке, они пытаются подражать их пластике, изучать повадки, постигать особенности существования. В конечном итоге во всех этюдах животные уже очеловечены, наделены характерами и узнаваемыми человеческими чертами.
Постановщик спектакля, педагог по актерскому мастерству, заслуженная артистка РФ М. Г. Бычкова взяла в работу всем известный материал. Кто не читал в детстве про мальчика Нильса, который превратился в лилипута из-за своего скверного характера? Кто не видел замечательный старый мультфильм, который до сих пор показывают по телевидению? Трудно было не впасть в повтор или хотя бы в рифму. Но режиссеру спектакля удалось взять современную интонацию, предъявив свежий взгляд на известные всем вещи. И толчок к этому пониманию сказки С. Лагерлёф дали сами ребята, их энергия, их ощущение сегодняшнего дня…
Несколько раз в спектакле, который идет на большой сцене Киноконцертного зала на Бухарестской, 22, повторяется одна мизансцена. В центре ее – Лесной гном, которого играет Артем Комаров, а круг образуют мальчишки и девчонки, а может быть, зверушки, которых он учит. Вот она, ключевая педагогическая мизансцена: в центре – мастер, круг образуют ученики. Вся энергия – понимания, взаимопередачи мыслей, чувств, опыта и идей скапливается именно в замкнутом от посторонних круге. Это сакральное действо, почти что таинство, в процессе которого рождается подлинное творчество.
«Приключения Нильса» относятся к той категории спектаклей, у которых много слоев. Дети (а спектакль маркирован +6) с радостью откликаются на историю о мальчике, который попал в мир животных. Они узнают сов, лосей и оленей, лис и голубей, ворон и белок. Для них это история о мальчике, которого Лесной гном наказал за жестокость и бахвальство. И чтобы избавиться от этого, Нильсу, которого играет Павел Литов, придется пройти длинный и трудный путь.
Взрослые, которые сидят в зале вместе с ребятишками, смогут увидеть и понять более глубокие вещи. Здесь много философии и полета мысли. И надо поднапрячься, чтобы уяснить, почему же «лететь медленнее сложнее, чем лететь быстро», а если «ты упала, то падать дальше некуда…» Здесь много мыслей о человеческом бытии, которые, между тем, подаются не назидательно, а растворяются в музыкально-пластической стихии спектакля.
Слева от зрителей восседает небольшой оркестр. Будущие актеры владеют музыкальными инструментами так же споро, как собственным телом. А живая музыка – это всегда особенная энергия, энергия сиюминутного созидания и творчества.
Как хороши в «Нильсе» массовые сцены! Полет гусиной стаи под предводительством Акки Кебнекайсе (Катрин Осипова), гибкой красавицы с черной челкой наперевес – это настоящий энергетический взрыв: на нас надвигается колонна рокеров на мотоциклах (гуси-то дикие!), летящая свободно, смело, красиво и словно рассекающая пространство и время. Это они начнут учить Нильса уму-разуму, а Нильс сможет оценить их благородство и способность приходить на помощь. Целый мир животных, между которыми существуют вполне человеческие отношения – любовь, ненависть, предательство, слабость, великодушие… Даже явно отрицательный персонаж Лис Смирре в исполнении Р. Корсаковой органичен в этой картине мира. Он тоже научит Нильса многому…
А виртуозно поставленные танцы (хореограф М. В. Кораблева) сов и аистов, голубей и лосей! Белки в гимнастической пирамиде, как в пионерском лагере, воркующая парочка голубей, явно неравнодушных друг к другу, брутальные вороны… Здесь скандинавские танцы органично соседствуют с хип-хопом, и зрительный зал живо откликается на современные ритмы и мысли. Хотя, конечно, звучит и Григ как музыкальный символ Скандинавии.
Приходите и окунайтесь в мир музыкальной фантазии, драматической философии и фонтанирующей азартом и куражом студенческой актерской игры. Смейтесь, плачьте, думайте, надейтесь. Ведь «Нильса» еще не раз покажут на Бухарестской, 22!
Зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор
С.И. Мельникова